имеет честь пригласить Вас на открытие выставки

Якова Каждана

 

Happy End

Открытие состоится

27 ноября 2007, 19:00

Волхонка, 6, строение1,

тел. 424 7916

 

is honored to invite you to the exhibition of

Yasha Kazhdan

 

“Happy End”

Opening:

November, 27, 2007, 19:00

Volkhonka st., 6

Tel. +7(495) 424 7916

 

 

Художник Яша Каждан хорошо знаком московской публике. Номинант на премию «Инновация» в качестве молодого художника, участник многочисленных видеофестивалей и групповых выставок в России, Германии, Великобритании, «фаворит» зрителей фестиваля «Пусто», в прошлом известный перформансист, ныне востребованный видеохудожник, чьи работы хранятся в ведущих московских музеях. Наибольшую популярность среди художественного сообщества ему принесли видеоработы и инсталляции, связанные с исследованиями  феномена рекламы и его взаимодействия с коллективным бессознательным. Используя максимально широкий для видеохудожника диапазон средств, включающий, помимо видео, различные виды анимации, он разработал собственный способ подачи материала, лишенный какой бы то ни было дидактики или прямолинейности, открытый к диалогу со зрителем, но, тем не менее, заключенный в очень лаконичную и ясную форму. Крайне важным в художественной стратегии Яши Каждана становится создание простого, четкого образа, рассчитанного на быстрое восприятие зрителем, с вариативным последующим осмыслением, «предстоянием». Именно это манифестировано в программе «Сверхновой вещественности».

Новый проект художника – очень серьезный, этапный. Этой выставкой Каждан закрывает тему рекламной диверсии в своем творчестве, подводит итог многолетних исследований коммуникаций человека и брэнда. Более того, ранние его эксперименты, связанные с созданиями образов как брэндов, образов, вступающих в диалог с брэндом, образов, деконструирующих систему брэнда здесь подходят к логичному завершению – созданию вымышленного брэнда, заявленному в названии выставки. «Happy End» – это несуществующая марка крема для обуви (представленного на выставке увеличенными объектами), которая способна, благодаря прессингу средств массовой информации, телевизионному зомбированию, сделать жизнь человека счастливой, избавить его от всех важных проблем, стать панацеей ото всех бед. Герой одноименного видео сможет именно так улучшить свою жизнь, осуществить свои цели. Этот герой, по сути, является современным Дон Кихотом, но вместо рыцарских романов, выполнявших роль СМИ, транслятором жизненных идей и установок для него становится телевидение. Новости способны подарить человеку войну, реклама способна подарить человеку счастье. Многочисленные опусы киберпанка о виртуальной реальности куда менее значимы, нежели простая документация современной действительности. Сегодняшняя реальность для среднего класса напрямую создается и контролируется СМИ. И в зависимости от вектора коммерческой выгоды той или иной компании человек может стать счастливым от покупки какой-либо вещи или начать готовиться к войне. Реальность происходит не здесь и сейчас, но создается в студиях и рекламных агентствах, затем агрессивно вторгается в настоящее социальное поле коммуникаций и полностью его заменяет.

Видеоработа «Happy End» выполнена, согласно победившей европейской концепции, уже не в каноне того, что в России до сих пор называют «видео-арт», но стилистически относится к «film», произведению, имеющему синопсис и проработанную сюжетную линию, отражающую суть художественного высказывания. Формалистический, барочный, избыточный пафос «видео-арта» в «фильме» сменяется лаконичностью формального поиска, отсутствием театральности, выражением феномена «новой искренности», характерного для последних тенденций мирового современного искусства. Каждан в этом проекте отказывается от работы с национальным контекстом, высказываясь в рамках универсального, международного художественного языка.

Идея переосмысления великого сюжета Сервантеса работала практически в каждую эпоху истории искусства, в настоящее время в авангарде художественной мысли присутствует концепция «нового юродивого», которую развивают передовые художники радикального перформанса и био-арта. Волна «новой искренности», докатившаяся до изобразительного искусства, постепенно обнажает основные коммуникативные поля, отбрасывает постмодернистские барочность и избыточность. Этот новый вектор западного современного искусства на московской художественной сцене представляет Яша Каждан.   

 

                                                                  Партнер проекта – Московский Музей современного искусства        

 

 

 

 

 

В НОМЕРЕ